Главная страница

Ворчим на Годо
Ворчим на Ольгу

Ссылки

Ворчим на красивых мужчин

       Все персонажи «Жар-птицы 2772» отчетливо делятся на красивых и гротескных. Красивых мужчин всего трое: главный герой, на которого даже дают полюбоваться без рубашки; Рокк в роли его противника; и Блек Джек в роли коменданта лагеря. По странному совпадению (или не совпадению) Рокк и Блек Джек известны как главные герои самостоятельных произведений. Если воспользоваться метафорой игрового кино, это знаменитости, приглашенные в картину с расчетом заполучить их поклонников в ряды зрителей. И случайно или не случайно с обоими связаны провалы в сюжетной логике.

Блек Джек: безответственность

       Насколько можно понять по официальным материалам, Блек Джек задуман как стоическая суровая фигура, воплощенное чувство долга. Но как он себя ведет?
       Претензий две. Во-первых, кулачный поединок, после которого он позволяет Годо угнать корабль: «Проверим, на что ты годишься. Одолеешь меня – отпущу». Вообще-то и корабль, и заключенный доверены Джеку не для того, чтобы распоряжаться ими подобным образом. Притворившись, что нокаутирован, Джек не снимает с себя ответственность за побег – сам факт поединка независимо от исхода (а тем более с таким исходом) должен был бы стоить ему карьеры.
       Тем не менее в следующий раз мы видим Джека не за рулем экскаватора, как логично было бы ожидать, а на прежнем посту начальника лагеря. Тектоническая катастрофа – суровый экзамен для его способностей руководителя, и этот экзамен он проваливает. «Комендант приказал всех отпустить» – объясняет Бун, наблюдая с вышки беспорядочно мечущиеся толпы заключенных. Иначе говоря, вместо эвакуации Джек устроил панику.
       Может быть, он уверен, что нечего и пытаться спасать людей, все находящиеся на Земле в любом случае погибнут? Но из последнего разговора с Годо выясняется, что эвакуировать хотя бы некоторых была возможность – на орбиту, в лагере есть космические корабли, целых десять. Невероятно, но Джек, который давно предвидел самое худшее развитие событий, не только не продумал меры на случай катастрофы, но вообще не вспомнил о кораблях, пока его не спросил о них Годо!
       Больше всего эта забывчивость похожа на временное помрачение рассудка. С художественными персонажами это случается, когда автор заставляет их действовать как удобно для него, а не как логично для них.
       Для поединка этой точки зрения напрашивается объяснение через зрелищность: длинная, даже несколько затянутая сцена драки была для Тэдзуки поводом продемонстрировать мастерство анимации (кажется, в ней использовался ротоскоп – устройство, позволяющее обводить кадры натурной съемки).
       Для паники в лагере намек на ответ можно извлечь из эпизода, который рассказывает в некрологе Тэдзуки известный режиссер Хаяо Миядзаки. На вопрос коллеги, зачем погибает подруга главного героя, Тэдзука якобы ответил: «Так чувствительнее». Так же и здесь: чем масштабнее катастрофа, тем она эффектнее, и Джек вынужден увеличивать количество разрушений и жертв, включая собственную гибель (из принципа остается в разрушающемся здании).

Рокк: некомпетентность

       Рокк, начальник Годо и Джека, автор великой стройки, склонен в споре срываться на крик; такое поведение типично для некомпетентного руководителя, который чувствует свою неправоту и старается замаскировать ее манерой поведения.
       Повод для скандала оба раза сомнительный. Годо хочет взять с собой в космос Ольгу – ну и что, разве робот на борту может помешать успеху экспедиции? Джек не выполняет план и пугает глобальной катастрофой – но катастрофу надо предвидеть и самому, а если исполнитель не справляется со своими обязанностями, давно пора отправить его на трактор и заменить кем-нибудь более подходящим.
       Можно снова предположить авторское вмешательство, только на сей раз оно происходит не ради спецэффектов или вышибания слезы, а для экспозиции. Обе истерики дают повод для того, чтобы сообщить зрителям важную для сюжета информацию. Спор с Годо переходит в рассказ о стройке и о лагере – причем вместе с фактами мы получаем представление о том, насколько ужасно туда попасть; одного доклада на заседании Сената было бы недостаточно. Что касается перебранки с Джеком, она вводит зрителей в курс событий, чтобы мы видели, насколько ухудшилось состояние планеты за время отсутствия Годо.
       Итак, для Рокка скандал – способ развития сюжета, и ради этого он вынужден предстать истеричным неудачником. Ему не повезло почти так же, как Джеку: судя по официальным материалам, Рокк задумывался как успешный карьерист.

Звезды и звезды

       В игровом кино режиссер (в идеале) приглашает актеров, известных или не очень, прежде всего ради них самих и дает каждому сыграть именно то, в чем тот хорош. Но в анимации актер на всех ролях один: автор, есть только сцены, в которых тот или другой персонаж будет хорошо смотреться внешне.
       Джек и Рокк не единственные знаменитости в фильме. Самостоятельно известны в других произведениях Тэдзуки еще по меньшей мере трое: Сарута, Бан и Бун. Поучительно сравнить их с красавцами. Все это комики, поэтому для того, чтобы оправдать ожидания поклонников, им достаточно быть в кадре и действовать в своей характерной гротескной манере.
       Красавцы требуют красивых сцен, эмоционального накала, например, так любимых Тэдзукой сцен красивой смерти. Но когда сюжет начинает подстраиваться под требования такого рода, героям это не идет на пользу – они легко могут превратиться в авторские марионетки без внутренней логики в поступках. А при этом им становится трудно сопереживать, и эффект от красивых сцен сводится на нет.
       Таким образом, можно сказать, что изобретенная Тэдзукой звездная система, где в разных произведениях зрители встречают одних и тех же знакомых персонажей, в «Жар-птице 2772» отчасти сыграла против него.

А.Панина, октябрь 2008 г.

Верх страницы

sketch