|
Ворчим на красивых мужчин Блек Джек: безответственность Претензий две. Во-первых, кулачный поединок, после которого он позволяет Годо угнать корабль: «Проверим, на что ты годишься. Одолеешь меня – отпущу». Вообще-то и корабль, и заключенный доверены Джеку не для того, чтобы распоряжаться ими подобным образом. Притворившись, что нокаутирован, Джек не снимает с себя ответственность за побег – сам факт поединка независимо от исхода (а тем более с таким исходом) должен был бы стоить ему карьеры. Тем не менее в следующий раз мы видим Джека не за рулем экскаватора, как логично было бы ожидать, а на прежнем посту начальника лагеря. Тектоническая катастрофа – суровый экзамен для его способностей руководителя, и этот экзамен он проваливает. «Комендант приказал всех отпустить» – объясняет Бун, наблюдая с вышки беспорядочно мечущиеся толпы заключенных. Иначе говоря, вместо эвакуации Джек устроил панику. Может быть, он уверен, что нечего и пытаться спасать людей, все находящиеся на Земле в любом случае погибнут? Но из последнего разговора с Годо выясняется, что эвакуировать хотя бы некоторых была возможность – на орбиту, в лагере есть космические корабли, целых десять. Невероятно, но Джек, который давно предвидел самое худшее развитие событий, не только не продумал меры на случай катастрофы, но вообще не вспомнил о кораблях, пока его не спросил о них Годо! Больше всего эта забывчивость похожа на временное помрачение рассудка. С художественными персонажами это случается, когда автор заставляет их действовать как удобно для него, а не как логично для них. Для поединка этой точки зрения напрашивается объяснение через зрелищность: длинная, даже несколько затянутая сцена драки была для Тэдзуки поводом продемонстрировать мастерство анимации (кажется, в ней использовался ротоскоп – устройство, позволяющее обводить кадры натурной съемки). Для паники в лагере намек на ответ можно извлечь из эпизода, который рассказывает в некрологе Тэдзуки известный режиссер Хаяо Миядзаки. На вопрос коллеги, зачем погибает подруга главного героя, Тэдзука якобы ответил: «Так чувствительнее». Так же и здесь: чем масштабнее катастрофа, тем она эффектнее, и Джек вынужден увеличивать количество разрушений и жертв, включая собственную гибель (из принципа остается в разрушающемся здании). Рокк: некомпетентность Повод для скандала оба раза сомнительный. Годо хочет взять с собой в космос Ольгу – ну и что, разве робот на борту может помешать успеху экспедиции? Джек не выполняет план и пугает глобальной катастрофой – но катастрофу надо предвидеть и самому, а если исполнитель не справляется со своими обязанностями, давно пора отправить его на трактор и заменить кем-нибудь более подходящим. Можно снова предположить авторское вмешательство, только на сей раз оно происходит не ради спецэффектов или вышибания слезы, а для экспозиции. Обе истерики дают повод для того, чтобы сообщить зрителям важную для сюжета информацию. Спор с Годо переходит в рассказ о стройке и о лагере – причем вместе с фактами мы получаем представление о том, насколько ужасно туда попасть; одного доклада на заседании Сената было бы недостаточно. Что касается перебранки с Джеком, она вводит зрителей в курс событий, чтобы мы видели, насколько ухудшилось состояние планеты за время отсутствия Годо. Итак, для Рокка скандал – способ развития сюжета, и ради этого он вынужден предстать истеричным неудачником. Ему не повезло почти так же, как Джеку: судя по официальным материалам, Рокк задумывался как успешный карьерист. Звезды и звезды Джек и Рокк не единственные знаменитости в фильме. Самостоятельно известны в других произведениях Тэдзуки еще по меньшей мере трое: Сарута, Бан и Бун. Поучительно сравнить их с красавцами. Все это комики, поэтому для того, чтобы оправдать ожидания поклонников, им достаточно быть в кадре и действовать в своей характерной гротескной манере. Красавцы требуют красивых сцен, эмоционального накала, например, так любимых Тэдзукой сцен красивой смерти. Но когда сюжет начинает подстраиваться под требования такого рода, героям это не идет на пользу – они легко могут превратиться в авторские марионетки без внутренней логики в поступках. А при этом им становится трудно сопереживать, и эффект от красивых сцен сводится на нет. Таким образом, можно сказать, что изобретенная Тэдзукой звездная система, где в разных произведениях зрители встречают одних и тех же знакомых персонажей, в «Жар-птице 2772» отчасти сыграла против него. А.Панина, октябрь 2008 г. |